ПРАЗДНИК УРОЖАЯ.

Праздник Урожая у российских немцев имеет давние корни и берёт своё начало из глубоких славянских и германских традиций.

Праздники Урожая (Erntefeste) праздновались с большим размахом в то время, когда 80% населения жили в сельской местности и когда каждый взрослый и ребенок принимали участие в жатве. Общей даты для Праздника Урожая для всей страны в прошлом не было, поскольку уборка урожая с поля в амбары происходила не по календарю, а в зависимости от погоды и региона страны. Жатва обычно длилась от Иоанна до Бартоломея (с 24 июня по 24 августа) или от Иакова до Эгидия (с 25 июля по 1 сентября). Праздновали в начале жатвы, во время жатвы и после жатвы. В основном, народный Праздник Урожая совпадал с ярмаркой в конце августа - начале сентября.

В первое воскресенье октября проходил церковный праздник Благодарения (Erntedankfest) . Среди немцев Поволжья Праздник Урожая отмечался в первое воскресенье октября и всегда проходил при церкви. После церковной службы устраивался общий обед, и люди ходили на кладбище.

Для немцев Сибири урожай созревал позже, поэтому праздник, посвященный окончанию его уборки, обычно приходился на конец октября: церковь или молитвенный дом украшались гирляндами из самых лучших овощей и фруктов.

Праздник Урожая также имел глубокий смысл. Это было напоминание о циклах природы, о взаимозависимости людей и земли, о важности трудолюбия и сотрудничества. Это было время задуматься о благословениях прошедшего года и с надеждой смотреть в будущее. Сегодня, несмотря на то, что многие из нас живут в городах и далеки от сельскохозяйственных ритмов жизни, Праздник Урожая продолжает занимать особое место в наших сердцах. Это праздник изобилия земли, плодов нашего труда и связей, которые связывают нас с землей и друг с другом.


Первую тележку нагружали с особым вниманием и торжественно привозили домой: не должно было быть никаких ссор, никакого шума, ни одного слова, иначе "урожай мог достаться мышам".

Первая тележка с урожаем имела особое значение для немцев Сибири, потому что она символизировала начало уборочного периода и успешность всего сезона. Это было своего рода знаком благополучия и изобилия, поскольку первые плоды труда считались самыми важными.
Кроме того, первый сноп, который был укреплен на сбруе лошади и молотился первым, также имел символическое значение. Он представлял собой благоприятный знак и обещание успешного урожая.

Последний сноп играл такую же значительную роль, как и первый, ведь наши предки верили, что в зерне живет демон, незримый дух, способный благословить или погубить. Ведь жнецы нарушали его покой, и ему приходилось перелетать с одного участка скошенного поля на другой, пока у него не оставался последний сноп.

Первый и последний снопы играли особую роль в этих традициях. Первый сноп, украшенный еловой веткой и укрепленный на сбруе лошади, символизировал начало урожая. А последний сноп, в котором, как верили, находился дух зерна, оставляли в поле или хранили дома в жилой комнате за распятием. Зерно из этого снопа использовали для выпечки праздничного хлеба на Рождество, а также примешивали к посевному материалу следующего года.

Все эти обряды и традиции служили для обеспечения благополучия будущего урожая и семейного счастья. Они также подчеркивали важность уважения к природе и урожаю, а также веру в силу и важность духа зерна.

Различные названия этого духа, такие как "овсяная коза" (Habergeiß), "ржаная собака" (Roggenhund), "зерновой петух" (Kornhahn), "зерновая свинья" (Kornsau), "ржаной козел" (Roggenbock), "овсяный козел" (Haferbock), "зерновая коза" (Korngeiß), "осенний петух" (Herbsthahn), "урожайная наседка" (Erntehenne), "зерновой волк" (Kornwolf), "зерновая кошка" (die Katze im Korn), "зерновая тетка" (Kornmuhme), "тетка-рожь" (Roggenmuhme), "мать урожая" (Erntemutter), подчеркивают разнообразие этих верований и традиций.




Традиции на Праздники Урожая Erntefeste

Овсяная коза -Haferbock

"Овсяная коза"- в германских народных традициях. Это фигура, сделанная из соломы или овса, часто в форме козы. Haferbock является воплощением благополучия и плодородия и часто используется в празднованиях урожая для привлечения удачи и обеспечения богатого сбора в следующем году.

Традиционно создание овсяной козы сопровождается определенными ритуалами и обрядами, которые передаются из поколения в поколение. В день празднования урожая Haferbock может украшать центральную часть праздничных мероприятий, например, стоять в центре деревни или быть частью шествия. После торжеств фигура может быть сожжена как жертвоприношение или сохранена до следующего года в качестве талисмана.


В современном мире образ овсяной козы иногда используется в декоративных целях, добавляя уникальный и традиционный элемент к праздничной атмосфере, а также напоминая о давних обычаях и связи человека с природой.

Мать урожая -Erntemutter

"Мать урожая" или Erntemutter представляет собой традиционный символ плодородия и изобилия в некоторых европейских культурах, особенно в германской мифологии и народных традициях. Этот символ воплощает землю как питательницу, которая дарит людям урожай и обеспечивает их продовольствием. Как правило, "Мать урожая" ассоциируется с завершением сельскохозяйственного года и празднованием уборки урожая.
В празднованиях, связанных с уборкой урожая, "Мать урожая" может быть изображена в виде символической фигуры, сделанной из соломы, зерен или других урожайных материалов. Эта фигура может участвовать в праздничных шествиях, быть центром ритуальных действий или использоваться в обрядах благодарения за урожай.В некоторых традициях "Мать урожая" может быть представлена в виде последнего снопа зерна, собранного во время уборки. Этот сноп традиционно украшают и относят в дом или на праздничный стол в качестве символа благодарности земле и природе за щедрость.

Хотя многие из этих традиций со временем претерпели изменения или стали менее распространенными, образ "Матери урожая" по-прежнему играет важную роль в культурном наследии многих народов. Он напоминает о связи человека с природой, о циклах жизни и о необходимости сохранения традиций и уважения к земле.

В современном мире интерес к таким символам и традициям возрождается как часть стремления к более устойчивому и осознанному образу жизни, подчеркивая важность заботы о природе и благодарности за её дары.

Сноп счастья - Glücksgarbe

"Сноп счастья", известный в немецкоязычных регионах как «Glücksgarbe» или в Швейцарии как «Glückshämpfeli», является символом удачи и процветания. Этот символ традиционно связан с уборкой урожая и земледельческими традициями.
Сноп счастья обычно создается из последних собранных колосьев или стеблей злаков во время уборки урожая. Его тщательно вяжут вместе и украшают лентами, цветами или другими декоративными элементами. Этот сноп символизирует благодарность за урожай и надежду на удачу и изобилие в следующем году.
В некоторых регионах сноп счастья сохраняют в доме до следующего урожая, чтобы привлечь удачу и защитить дом от злых духов и невзгод. В других местах его могут подарить в качестве знака дружбы и хороших пожеланий.

Также существует обычай, согласно которому последний сноп, собранный на поле, признают особенно удачливым. Его могут выставить на видное место или использовать в специальном ритуале, направленном на привлечение удачи для всей общины или семьи.

Хотя многие из этих традиций со временем утратили свою первоначальную значимость, "сноп счастья" по-прежнему может встречаться в качестве элемента народного искусства или сувенира, напоминая о связи с природой и культурном наследии.



Урожайный венок -Erntekranz

Урожайный венок, известный в немецкоязычных странах как Erntekranz, Erntekrone или Erntebuschel, является символом благодарности за урожай и празднования его сбора. Этот элемент культуры тесно связан с традициями уборки урожая и отмечает завершение сельскохозяйственного года, принося в дома и общины чувство изобилия, благосостояния и общности.

  • Erntekranz (Урожайный венок): Обычно изготавливается в форме круга, символизирующего цикличность жизни и вечное возрождение. Венок может быть сплетен из злаков, колосьев, цветов и листьев, символизируя разнообразие урожая.
  • Erntekrone (Урожайная корона): Это более сложная и объемная версия урожайного венка, которая часто украшается таким образом, чтобы напоминать корону. Erntekrone может быть использована в праздничных шествиях или как центральный элемент урожайного праздника.
  • Erntebuschel (Урожайный букет): Состоит из собранных вместе и аккуратно упакованных стеблей злаков, трав и цветов. Этот букет можно встретить как в домах, так и в общественных местах, где он служит напоминанием о благодарности за урожай.


Венки плетутся вручную, что требует мастерства и терпения. Они украшаются ягодами, плодами, цветами и другими элементами, отражающими богатство осеннего сезона. Пестрые бумажные ленты, фигурки и символические предметы добавляют венку или букету праздничного настроения и глубокого смысла.

Они могут быть выставлены в церквях, на публичных площадях или в домах, где они служат символом благодарности за щедрость природы и труды фермеров.
Эти символы также используются в процессиях, праздничных мероприятиях и благодарственных службах, где сообщество собирается вместе, чтобы отметить завершение уборочного сезона и поделиться радостью урожая.





Короля жатвы-Erntekönig

Короля хмеля- Hopfenkönig

и Королеву травы - Graskönigin

На празднике урожая в некоторых культурах выбирают Короля жатвы, Короля хмеля и Королеву травы (Erntekönig, Hopfenkönig, Graskönigin). Эти фигуры играют важную роль в праздновании, они становятся распорядителями праздника и первыми танцорами, организуют игры и другие развлечения.

Выбор Короля жатвы, Короля хмеля и Королевы травы является символическим актом, отмечающим конец сезона урожая и начало нового цикла. Это также способ отметить и отпраздновать усилия и труд, вложенные в сбор урожая.Эти персонажи не только отражают благодарность за урожай, но и воплощают древние верования и надежды на будущее плодородие.


Король Жатвы (Erntekönig)

Король Жатвы представляет собой символ успешного завершения жатвы и обильного урожая злаковых культур. В различных регионах Европы его изображение и роль могут варьироваться, но общим является проведение праздника в его честь, который сопровождается традиционными песнями, танцами и угощениями. В некоторых культурах Король Жатвы выбирается из числа фермеров, и его коронуют венком из скошенных злаков, подчеркивая его важность для аграрного сообщества.

Король Хмеля (Hopfenkönig)

Король Хмеля отмечает окончание сбора урожая хмеля — важного ингредиента в производстве пива. Этот персонаж особенно почитаем в регионах, где хмелеводство является ключевой частью сельского хозяйства, например, в Баварии и других частях Германии. Празднование включает в себя церемонию коронации Короля Хмеля, выставки лучших сортов хмеля и, конечно, дегустацию пива. Король Хмеля символизирует процветание и благополучие хмелеводческих регионов.

Королева Травы (Graskönigin)

Королева Травы — менее известная, но не менее важная фигура, символизирующая урожай трав и луговых культур. В отличие от Короля Жатвы и Короля Хмеля, Королева Травы чаще всего встречается в кельтских и славянских традициях, где она символизирует плодородие земли и её способность дарить разнообразные лекарственные и питательные травы. Празднование в честь Королевы Травы включает в себя традиционные ритуалы, направленные на защиту скота и улучшение урожая трав в следующем году.





Одежда для жатвы -Erntekleider

Одежда для жатвы (Erntekleider) у Поволжских и Сибирских немцев была не просто практичной, но и имела определенное символическое и эстетическое значение, отражая радость празднования и уважение к традициям. Вот описание элементов традиционной одежды, использовавшейся во время жатвы:

Сенной корсаж для девушек

Девушки носили особые корсажи, украшенные сеном, что символизировало их связь с урожаем и землей. Сенной корсаж мог быть также украшен цветами и лентами, добавляя праздничности в образ.

Белые холщовые штаны для жнецов

Мужчины, работающие на полях, носили белые холщовые штаны, которые были удобными для работы и одновременно подчеркивали торжественность момента. Белый цвет мог символизировать чистоту и праздничность события.


Большие белые фартуки для вязальщиц снопов

Женщины, занимавшиеся вязанием снопов, носили большие белые фартуки, которые защищали их одежду во время работы и также служили украшением, подчеркивающим важность их труда в процессе уборки урожая.

Красные шейные платки и цветы для парней

Хозяева дарили жнецам красные шейные платки, которые были не только практичным подарком, но и ярким акцентом в одежде. Красный цвет мог символизировать страсть, жизненную силу и радость празднования.

Расшитые розами ленты и букеты для девушек

Девушки украшали шляпы расшитыми розами лентами, к которым молодые люди прикалывали цветы, выражая таким образом внимание и уважение. В ответ девушки получали букеты, которые они могли прикрепить к своему белому корсажу, создавая праздничный и романтический образ.

Эта одежда и аксессуары не только выполняли практическую функцию, но и помогали создать особую атмосферу праздника, подчеркивая красоту традиционных обычаев и внося в них элементы романтики и торжественности. Такие традиции способствовали укреплению сообщества и передаче культурного наследия от поколения к поколению.






Праздники Урожая - Erntefeste

Праздник урожая – это воплощение благодарности за плоды земли и труд сельскохозяйственных работников. Это время, когда сообщество собирается вместе, чтобы отметить завершение уборочной кампании, отдать дань традициям и праздновать общий успех.

Символизм и благодарность

Праздник урожая символизирует цикл жизни и возрождение, напоминая о вечном союзе человека с природой. Это выражение благодарности земле, которая плодоносит, и признание важности сельского хозяйства в жизни общества.

Общность и празднование

Это время, когда люди разделяют радость урожая через общие традиции, такие как танцы, песни, и угощения. Праздник урожая укрепляет общину, сплачивая людей вокруг общих ценностей и труда.

Передача традиций

Через праздник урожая передаются культурные традиции, истории и знания от одного поколения к другому. Это обеспечивает сохранение и уважение культурного наследия и идентичности.

Адаптация и современность

Со временем праздник урожая претерпевает изменения, адаптируясь к современным реалиям и отражая изменения в обществе и сельском хозяйстве. Однако его суть остается неизменной – это время радости, благодарности и уважения к труду и дарам природы.

В заключение, праздник урожая – это не просто традиционное мероприятие, но и важный социальный институт, который поддерживает культурные связи, укрепляет общество и позволяет людям отдохнуть и насладиться плодами своего труда в кругу близких и друзей.