Из воспоминаний Марии Шютц.
"Мы жили с 1908 по 1931 г.г. в Шёнфельде (Доброе Поле). Были в числе основателей деревни. Из-за болезни отцу
пришлось покинуть посёлок и по совету врачей переехать на Украину, в тёплые края. Мы купили дом в
Таганрогской области и начали работать. В деревне Кришатьев все были немцы, как и в Шёнфельде. Отец
работал в колхозе. Его руки перестали болеть. В 1933 году на селе был сильный голод, но не по воле природы, а по воле человека, потому что не был выполнен план. Приехали люди из района и учинили обыск. Искали с помощью железных прутьев. Что находили, всё изымали. И начался очень страшный голод. Умерло много людей, вымирали семьями. Когда весной появилась первая зелень, люди стали варить еду из трав. Тем они и выжили. Когда началась война, нашу деревню выселили, потому что все были немцы. Выселение проходило в следующем порядке. За два дня до этого прибыли солдаты и
окружили деревню. Никому не разрешали ни входить, ни выходить. Объявили, что через 24 часа все немцы должны собраться в дорогу. С собой не разрешалось брать вещи, кроме продуктов, одежды и постельного белья. И тут началась неразбериха. Люди испугались и не знали, с чего начать. Жарилось и варилось из того, что было. Свиньи в основном были забиты, оставшийся скот и свиньи были отпущены.
О них больше никто не беспокоился, они могли идти, куда хотели. Теперь они должны были сами беспокоиться о пропитании. Никто не смотрел за хозяйством, каждый был обеспокоен отъездом, так как времени было мало, работы было много. Коров не доили, не поили, как и другую скотину. Когда пришёл день и час прощаться со своим хозяйством, поднялся плач и крик. Люди не плакали, а кричали. Детям, старикам и больным разрешили ехать на телегах, остальные должны были идти пешком. В городе
Таганроге мы были быстро погружены в вагоны и сразу вывезены за город, потому что линия фронта проходила очень близко. После долгого пути в вагонах мы приехали опять в Сибирь.
Когда закончилась война люди возвращались домой, проснулись братья и сёстры по вере и стали
тайно собираться. В доме Иоганна Литау был образован семейный круг. Из старых братьев остались только Иоганн Литау. Христиан Зайбель и Георг Флеммер, и несколько пожилых сестёр. И всё больше стало приходить молодых людей. Наконец пришло уже так много людей. что одной комнаты стало недостаточно и нужно было уже две. Был основан хор. Сперва хором руководил Владимир Домбров,
затем его принял Генрих Шютц. Брат Иоганн Литау опять начал проводить божественные службы. Он был очень стар, самый пожилой брат из оставшихся. Ему было трудно. Община становилась всё больше и решила поставить руководителем брата Александра Реймхена. В
Шёнфельде была основана самостоятельная община. Это была уже не деревенька с 10 семьями, а большая деревня. Преследования усилились. На кладбище нельзя было петь и разговаривать. И людям приходилось тайно встречаться вечерами, чтобы провести богослужение. На богослужение приходило много людей, поэтому не хватало всех комнат в доме. Брат Александр Реймхен построил себе новый дом, а старый отдал общине. Все перегородки были сломаны и сделан большой зал. Вначале казалось, что места достаточно, мы радовались и чувствовали себя счастливыми. В общинах всей округи ещё нигде не использовали полностью дом для богослужения. Всё больше приходило людей на богослужение с надеждой быть крещёными и принятыми в общину. Опять не хватало места. Случилось чудо: из района пришло поручение построить дом для богослужения. Нам выделили участок земли и, не колеблясь долго, начали строить. Был построен большой дом с кухней и столовой, где варили, жарили и ели, отмечали праздник урожая, похороны и свадьбы. В округе было до 20 общин, но в Шёнфельде построили молельный дом первыми. Сегодня уже почти все, кто строил дом перебрались в Германию. Из 90 душ
только 4 верующих того времени остались в Шёнфельде. До 1990 года в Шёнфельде всё было спокойно.
Не слышно было, чтобы кто-нибудь собирался из нашей деревни уезжать. Но сегодня почти все в Германии.
Деревня Шёнфельд полностью заселена другими людьми разных национальностей. В основном это русские, которые были вынуждены выехать из южных республик и других земель из-за возрастающего национализма на Юге России.
Сегодня многие спрашивают: "Почему. почему, почему?"
Почему через 100 лет все немцы покинули Шёнфельд? Столько всего было пережито. Сколько людей отдали свои жизни за это! Такие пережиты преследования, и теперь всё брошено. Все немецкие деревни с их
усердием, порядком и чистотой были примером для соседних русских деревень. Для нас это.
непостижимо. С нашим пониманием мы не можем это постичь. Мы сейчис все далеко от родных мест, в Германии мы рассеяны на сотии километров друг от друга, но мы помним, что нас всех объединяет Шёнфельд.